img

Главная Новости

ГАЗПРОМ VS США: кто выиграет битву за азиатские рынки

Опубликовано: 15.10.2018

Революция в добыче сланцевого газа в США может сделать страну еще более могущественным экспортером газа, чем Россия. Американцы намерены экспортировать сжиженный природный газ (СПГ) в основном на азиатские рынки, в которых также заинтересован контролируемый Кремлем Газпром. Власти США еще не зарегистрировали заявления о выдаче разрешения на строительство СПГ-терминала с общей мощностью 110 млрд. кубометров в год, что составляет почти половину экспорта российского газового гиганта.

Планы по строительству экспортных терминалов в США множатся, как грибы после дождя. Последний пришел от консорциума американского нефтяного гиганта ExxonMobil и катарской компании Qatar Petroleum. Американо-катарский дуэт намерен инвестировать 10 млрд долларов на строительство комплекса Gоlden Pass, включающего завод по сжижению газа и терминал для экспорта, в Техасе. Федеральные власти предоставили разрешение на строительство, а первый танкер должен отправиться через пять лет.

Энергетическая компания Cheniere Energy уже начала строить терминал Sabine Pass стоимостью 6 млрд долларов в Луизиане, недалеко от Gоlden Pass. Cheniere, получившая разрешение на мировой экспорт СПГ, начнет поставки в Великобританию, Южную Корею, Индию и Испанию с 2015 года. Проект Cheniere привлекает азиатских инвесторов. Пятая часть акций была приобретена сингапурским государственным фондом Temasek,а также сингапурско-гонгконгским фондом RRJ. Китайское правительство через China Investment Corporation также планирует инвестировать в проект Cheniere.

Все более широкое использование гидравлического разрыва пласта и методов горизонтального бурения для добычи газа из сланцев привело к резкому росту предложения, которые сейчас превышает спрос. В результате цены упали до рекордной отметки (до одной пятой по сравнению с тарифами Газпрома для европейских клиентов), что заставляет компании искать новые рынки, где они могли бы продавать излишки продукции на благоприятных условиях. Кроме того, планируется дальнейшее увеличение производства. В прошлом году добыча США составила 653 млн кубометров газа, а в России - 659 млрд кубометров. В 2017 году ожидается 763 млрд кубометров в США против 757 млрд в России. По оценкам Управления по энергетической информации (EIA) при Министерстве энергетики США, потенциал экспорта США в 2035 году должен достичь 40 млрд. кубометров газа.

Десять лет назад ситуация выглядела совсем иначе. Соединенные Штаты импортировали 16% (около 100 млрд. кубометров) от собственного потребления природного газа по всей стране и планировали строить терминалы для импорта сжиженного природного газа, который поступает в основном из Латинской Америки. Именно тогда Газпром придумал проект по разработке гигантского месторождения Штокман в Баренцевом море, добыча на котором была ориентирована на американский рынок. Российский гигант даже не думал об инвестировании в терминалы для импорта в США. Сланцевая революция изменила все. В настоящее время в общем объеме добычи в США на нетрадиционный газ приходится 34%, а через двадцать лет его доля должна увеличиться до 60%. Вместо клиента Газпром получил конкурента.

  Газпром экспортирует СПГ через единственный терминал на острове Сахалин, где он работает с концерном Royal Dutch Shell. Теперь по настоянию Shell он изучает возможность увеличения пропускной способности с 10 до 15 миллионов тонн СПГ в год. Большая часть продукции с Сахалина в настоящее время экспортируется в Японию, так как после закрытия нескольких атомных электростанций спрос на российский газ увеличился. Уступчивость российского монополиста по расширению сахалинского проекта может положительным образом отразиться на готовности Shell присоединиться к консорциуму по добыче газа на месторождении Штокман. Помимо Газпрома, в проекте участвуют французская Total и норвежская Statoil (прим. ЦЭЭ – Statoil вышла из проекта), но компании пока не смогли договориться о плане инвестиций и общей концепции добычи на месторождении.

Российские партнеры убедили руководство Shell в том, что после аварии на АЭС «Фукусима» Сахалин имеет все шансы увеличить поставки в Японию, которая в будущем планирует увеличить парогазовую и угольную генерацию. Борьба за азиатский рынок с каждым годом становится все более ожесточенной, и вполне возможно, что русские могут опоздать. Например, Австралия намерена до 2017 года построить новые терминалы СПГ мощностью 60 млн тонн в год. По мнению экспертов, Газпром может выиграть в жесткой конкуренции в Азии, только если снизит цену и сократит дорогостоящее строительство новых трубопроводов.

rss