img

Главная Новости

Будущее Байкала зависит от туристов и обустройства туалетов

Опубликовано: 03.09.2018

Сегодня больной темой для тех, кого волнует экология озера Байкал, стали туалеты и канализация.

Подпись к изображению: После обвала рубля в 2014 году Байкал стал очень популярен среди туристов из Китая

Долгое время активисты боролись с расположенным вблизи водоёма Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом (БЦБК), который сбрасывал стоки в уникальное озеро, содержащее одну пятую часть всей незамерзающей пресной воды на планете. Спустя три года после закрытия БЦБК активисты в стремлении защитить Байкал переместились на другой «фронт».

Некоторым кажется, что решить новые проблемы будет даже сложнее. Защитникам Байкала предстоит уговорить не одно поколение живущих в этом отдалённом уголке Сибири людей изменить свои повседневные привычки. Активисты также желают помочь региону справиться с увеличивающимся потоком туристов (преимущественно, китайских), для которых Байкал стал целью романтических путешествий.

«Легко сваливать все беды на БЦБК, но это неправильно, — говорит 55-летняя Марина Рихванова, которая считает защиту Байкала делом всей жизни. — Гораздо сложнее признать, что причина проблем кроется и в устройстве канализации и туалетов».

Озеро входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и своей формой напоминает гигантский синий апостроф на карте Сибири. В Байкальской рифтовой зоне образовался глубочайший резервуар с пресной водой на планете. Многие молодые люди понимают, что озеро нуждается в защите, но пока идея эта не столь популярна.

«Мы воспитали несколько поколений, которые по-другому относятся к ситуации, ведь ещё в детском саду они узнают, что такое Байкал, и почему природу нужно сохранять», — рассказывает 63-летний пенсионер Николай Володченков, который 40 лет проработал в Байкальском биосферном заповеднике с центральной усадьбой в посёлке Танхой. Он продолжает ежедневно кормить двух соболят и очень радуется тому, что после закрытия БЦБК озёрная вода избавилась от характерного запаха.

Подпись к изображению: Николай Володченков кормит двух соболят, за которыми присматривает, рядом с открытым недавно центром для посетителей Байкальского биосферного заповедника

Предприятие всё же было закрыто, и послужили этому скорее не экологические, а экономические причины. Расположенный на южном берегу озера город Байкальск с населением в 13 тысяч человек претерпевает глубокие изменения. Город обновляется, превращаясь из промышленного центра в город-курорт. Появляются горнолыжные трассы с завораживающим видом на озеро и коттеджные отели. Туристы могут попробовать различные виды натуральных сибирских отваров и сушёных ягод, которыми богаты местные леса.

Перспективы есть

Когда Рихванова впервые появилась в Байкальске в 90-ых годах и потребовала закрытия комбината, жители города восприняли её заявления в штыки, так как большинство населения работало на БЦБК. Возмущение ещё не совсем угасло, но противники закрытия комбината уехали из города, и обстановка изменилась.

«Раньше «защитник окружающей среды» звучало как клеймо, а теперь каждый житель Байкальска с гордостью называет себя защитником окружающей среды», — рассказывает энергичный депутат, а в прошлом – работница комбината Татьяна Глукман, которая противостояла деятельности Рихвановой, но потом стала её главным местным союзником. «Возможно, я идеализирую, но в большинстве случаев так и есть».

Рихванова получила экологическую премию, выступила в качестве спонсора и потратила 25 тыс. долларов на субсидирование 9 из 60 проектов, представленных на конкурсе по созданию рабочих мест, не наносящих вред окружающей среде. Глукман отмечает, что «нужно преодолеть советскую инертность и позволить людям поверить в себя».

Тучный 63-летний инженер Борис Брисюк из тех, кто изменился. Он уволился с комбината и перепробовал различные профессии наподобие таксиста и электрика, а в 2015 году решил начать собственный бизнес и помогать людям в производстве сушёных ягод и соков.

Он пришёл на встречу в кафе с тяжёлыми пакетами, наполненных контейнерами сушёных ягод и бутылками ягодных соков. Брисюк признаётся: «Решая проблемы экологии и просто стараясь выжить, люди не забывают и о прибыли».

Одним из недавних экологических нововведений, которое вызвало недовольство населения, стал запрет на ловлю омуля, а ведь этот копчёный деликатес продаёт любая торговка рыбой в окрестностях озера.

Подпись к изображению: На южном берегу Байкала местный деликатес, копчёный омуль, продают на рынке посёлка Култук. Двухлетний запрет на ловлю омуля вызвал недовольство жителей

Самой большой проблемой для окружающей среды, тем не менее, стал туристический бум. Полёт из Пекина в Иркутск занимает менее трёх часов. Китайские туристы начали заполонять местность после обвала рубля в 2014 году.

Команда инвесторов из России и Китая недавно объявила о планах потратить более 11 млрд. долларов на постройку отелей и развитие туристической инфраструктуры. Защитники окружающей среды обеспокоены тем, что если план будет воплощён, в округе не только появится множество забегаловок, но и будет нанесён вред природе.

«Нельзя привлекать туристов в места, где ничего для них не сделано», — говорит директор Байкальского биосферного заповедника Василий Сутула, под чьим присмотром находится территория в 460 тыс. акров. Он провёл экскурсию по новому красивому зданию туристического центра, где каждое изображение растения или животного имеет надпись и на китайском языке. «Гораздо важнее, чтобы появились не только таблички на китайском, но и новые туалеты, экологические тропы, гостевые домики».

В России трудно донести до людей мысль о том, что ресурсы ограничены. Страна занимает огромную территорию, поэтому если земля или вода становится не пригодной для использования, жители всегда могут перейти на другое место. Экологи стараются убедить людей в неправильности этого подхода.

Так как число туристов в окрестностях озера растёт, защитники природы обеспокоены отсутствием водоочистных сооружений и биотуалетов, которые бы создавали компост, а не сточные воды. «Стоки из туалетов и кухонь попадают в грунтовые воды, а затем – прямо в озеро Байкал», — говорит Рихванова.

Цветение воды местами превратилось в настоящий бич, хотя некоторые люди утверждают, что подобное происходит из-за низкого уровня воды в озере и засухи, а не в результате деятельности человека. Некоторые жители ближайших к озеру деревень испытывают проблемы с водой, потому что артезианские колодцы высыхают.

Рихванова рассказывает: «Люди считают, что раз уж они живут на Байкале сотни лет, и туалеты здесь всегда были такими, то ничего менять не нужно. Мало кто осознаёт, что Байкал хоть и большой, но хрупкий».

Скрытые угрозы

Согласно исследованию, которое провело Министерство природных ресурсов Иркутской области, не нужные с закрытием комбината химикаты просачиваются в грунтовые воды и загрязняют озеро. Планы Монголии по возведению ГЭС на реке Селенге, впадающей в озеро, также беспокоят Россию.

Москва принимает некоторые меры по защите озера. Министр природных ресурсов России Сергей Донской заявил, что государство рассмотрит вопрос о создании новой канализационной системы в регионе, а также наделит местные власти большими полномочиями для осуществления программы по сохранению Байкала.

Помогает и заинтересованность широкой общественности в проблеме. Обеспокоенность судьбой Байкала заставила тысячи протестующих выйти на улицы, когда угроза стала очевидна. Несколько лет назад контролируемая государством компания «Транснефть» планировала проложить трубопровод вдоль берега Байкала, но из-за бурной реакции общественности Владимир Путин распорядился пустить трубопровод в обход озера – и это один из немногих случаев, когда он пошёл навстречу протестующим.

Бизнесмены стараются развивать «зелёные» отели, в которых выращивают местные растения на грани исчезновения. Организация «Большая байкальская тропа» каждое лето привлекает волонтёров к созданию туристических маршрутов и планирует устанавливать туалеты, не наносящие вреда окружающей среде.

Всё это вместе говорит об изменении ситуации в лучшую сторону, но Рихванова утверждает, что битва за Байкал не закончена.

«Без сомнения, нам удалось многое изменить, но провозглашать победу рановато, — говорит она. — Слишком много проблем ещё предстоит решить, и сейчас для криков «Ура!» неподходящее время».

rss